Воспоминания о будущем

Фильмы, показавшие будущее на экране, спасли нас от попыток осуществить многие утопии в реальной жизни.

Фильмы, показавшие будущее на экране, спасли нас от попыток осуществить многие утопии в реальной жизни.

 


“КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001”, 1968

Фильм Кубрика – альфа и омега кино о будущем. Стерильную белизну космических кораблей и странные “классические” интерьеры с мебелью Francesco Molon цитировал даже Тарковский.




“ЛЮДИ В ЧЕРНОМ 2”, 2002

“Какие люди попадают в наш отряд, курсант?” – “Лучшие из лучших, сэр!” Диалог из космического боевика оспецслужбах и преступных элементах из космоса в полной мере относится и к мебели, которая попадает в кадр. Людей в черном окружает белоснежная классика скандинавского дизайна от Сааринена и Якобсена: без нее, как и без лампы – арки от  Кастильони, в будущем не обойтись.



 


“ВООБРАЗИТЕ”, 1930

Вообразите: Нью-Йорк, 1980 год. Вместо обычных домов – небоскребы, вместо машин – летательные аппараты, вместо имен – номера, вместо еды – пилюли. В фильме два героя – человек, которого  в 1930-м ударила молния (его оживили ученые),  и “изгой” по имени J21: он мечтает о любви и полете на Марс, куда ему нельзя, потому что он был зачат не в пробирке. Что-то знакомое? Правильно: “Вообразите” – это “Гаттака” 1930-х.


 


“ДЕНЬ,  КОГДА ЗЕМЛЯ ОСТАНОВИЛАСЬ”, 1951

Америка, 1950 –е годы. В центре Вашингтона приземляется угрожающего вида летающая тарелка. На ней прилетели двое – гуманоид Клаату, проповедник мира, и его робот Горд, который может одним взмахом руки расплавить  танковый взвод. Цель визита – предупредить  землян, что гонка вооружения  — это плохо. Если  они не будут вести себя как следует, Горт  нанесет  по Земле превентивный удар, чтобы  она не угрожала  миру во всем мире. В Америки фильм имеет культовый статус: новый виток популярности ему принесла война в Ираке. Интернет полон дискуссий – а не ведет ли себя Америка как Горт?


 


“ЗАПРЕТНАЯ ПЛАНЕТА”, 1956

Американские фантасты вольно экранизировали шекспировскую “Бурю” В 2200 году земная экспедиция  попадает  на Альтаир, где находит  разрушенную  цивилизацию, безумного ученого, его дочь и робота  Робби. В разрушениях виноват сам ученый , создавший  некоего монстра. Борьба с  монстром  и роман  командира  астронавтов , молодого (и серьезного) Лесли Нильсена, с дочерью ученого  протекает среди дивных механизмов и интерьеров  1950-х. Один Робби, похожий на глубинного водолаза  или человечка с рекламы шин “Мишлин” , запросто “сделает” всех роботов из “звездных войн”.

 

 

 

“ОТРОКИ ВО ВСЕЛЕННОЙ”, 1974

Дилогия  “Москва Кассиопея” (1973) и “Отроки во Вселенной” – советский ответ  “Космической одиссее”. У Кубрика  астронавты постепенно  стали рабами своего компьютера. Зато наши пионеры – герои ударом ноги заставили корабль развить сверхсветовую скорость  и победили  роботов  загадкой про А и Б, которые сидели на трубе. В плане интерьеров  американцы  были впереди : космический корабль  наши художники , вслед за Кубриком, безропотно отделали  белым пластиком. Зато в области дизайна костюмов мы Запад обскакали: смотришь кадры из “ Отроков” –  и кажется,  что  именно ими вдохновлялся Жан-Поль Готье, когда одевал героев “Пятого элемента”.


 


“АПРЕЛЬ”, 1952

Излюбленный сюжет футуристического фильма – антиутопия: как лет через   дцать Землей будут править агрессивные захватчики или тоталитарное правительство и как люди будут с ними бороться. Австрийская сатирическая комедия  “Апрель 2000”  — все о том же, но есть разница. В 1952 году, когда снимали это кино, Австрия и правда находилась под властью иноземных освободителей , которые после победы во Второй мировой поделили страну на зоны влияния . Создатели  фильма были уверены, что к 2000 году ничего не изменится, и предложили свой вариант развития событий. Итак: апрель 2000-го, президент Австрии объявляет наконец свою страну независимой. Совет безопасности Вселенной считает это восстанием.  Что бы усмирить его, в Вене, на площади дворца Шенбрунн , высаживает десант  атомных роботов –полицейских.

 

 


“МАТРИЦА 2”,2003

Что такое Матрица? “ Зависший патрон”, ложка,которой нет, черные очки Киану Ривза и  миллиард прибыли. Страшилка про то, что на Земле уже 2300 год, а мы и не знаем – спим. Про то, что антиутопическое будущее на вид не страшное, а вполне бытовое: с телевизорами, телефонами, пиццей. И про то, что совершенный мир не только невозможен, но и не нужен: как говорил агент Смит, “ человечество как вид не приемлет мир без боли. Первая матрица была идеальна, но люди ее отвергли”.



“БАРБАРЕЛЛА”,1968

Похождения  космической идиотки , которая  ищет эротических приключений  в далеких галактиках, — один из самых глупых и красивых фильмов в истории. Тут есть все – хищные воробьи, дети –людоеды, зловещая машина удовольствий , нежные люди – птицы, сексуально  озабоченные марсианские лесорубы и мыслящий океан. Дизайнеры веселились вволю, придумывая Джейн Фонде скафандры – бикини, выстеленную мехом ракету и пыточную камеру из целлофана. Дополнительный вклад в мировую культуру – имя злодея: Дюран – Дюран.


 


“ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ”, 1999

Части космической саги Лукаса, созданные  в конце 70-х, принято хвалить. То что снимается сейчас,-ругать.

Но дизайн в “ Эпизоде 1: скрытая угроза самый изощренный.” За планету – мегаполис  Корускант (лес серебристых небоскребов и причальные доки звездолетов на высоте 17 ııкм над Землей)  Лукасу вообще можно простить все глупости. Со времен “Метрополиса” город будущего чаще всего был страшным. У Лукаса он прекрасен.




“МЕТРОПОЛИС”, 1927

“Метрополис ” – главный фильм о будущем Земли ( как “Космическая одиссея” – о полетах  в космос).  Именно в этом фильме возник образ города – оплота тоталитарного зла. Потом этот образ нещадно эксплуатировался. Киношники  “Метрополис” поняли  правильно , архитекторы – “с обратным знаком’.  Они не заметили угрозы, которую источал город небоскребов. Зато заметили великолепие  архитектуры ар деко, мощь  и грацию механизмов. И тут же пустили все в дело.


 


“ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ”, 1997

Летающие такси, “Макдоналдс” и Мила  Йовович , которая в ХХIII веке жарит курицу в стандартной микроволновке конца века ХХ. “Пятый элемент ” – фильм, где будущее показано без страха и восторгов. Небоскребы здесь тянутся вверх не для символизма , а из-за экологии. Будущее наступило , и все. А люди живут себе, как жили.


 


“КИН-ДЗА-ДЗА”, 1986

Говоря о фильме Данелии, без слова “культовый” снова не обойтись. Что поделаешь: историю советского  инженера, который пошел в булочную, а попал на покрытую песком планету с (опять двадцать пять!) тоталитарным  обществом, советские инженеры разобрали на цитаты. Все помнят “кацапа”, “гравицапу”, и “желтые штаны – два раза ку”. Дизайн “Кин-дза-дзы” – советский ответ  эстетики “Безумных Максов”: ржавые летающие бочки, сломанные колеса обозрения тому подобная раннеперестроечная сатира на плачевное состояние нашей сельхоз – и прочей техники .

 



“БРАЗИЛИЯ”,1985

Терри  Гиллиям, режиссер “Бразилии”, — обладатель самого “черного” чувства юмора в современном кино. Фильм – история мелкого чиновника, винтика тоталитарного общества будущего. Он борется за исправление бюрократической ошибки и в результате сам оказывается обвинен в терроризме. В руках другого режиссера сюжет превратился бы в драму в духе Кафки или Оруэлла. Но “Бразилия” Гиллиама – прежде всего комедия, и сделано это за счет дизайна. Общество будущего  у него чертовски плохо работает: амбиции у тиранов вполне себе, а вот техника – ужасно отсталая. И  винтиков в этой системе не хватает  буквально.


 


“БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ”, 1982

Экранизация рассказа алкоголика и параноика Филипа Дика “Снятся ли андроидам электрические овцы?” – классика кинематографа. Эта картина породила  целый жанр фильмов о будущем, где всегда ночь, всегда идет дождь и все надписи на японском языке. В наборе все диковские фобии  прогнозы – от андроидов с человеческими эмоциями и вживленных под кожу чипов до летающих машин и властей, которые тотально  контролируют граждан. Режиссер “Бегущего”, Ридли Скотт, говорил: “В моем фильме все как в жизни, но малость через край”. Ровно через 20 лет Спилберг снял по этому рецепту еще одну экранизацию Дика, “Особое мнение”. И опять сработало.


 

 


“ОБЛИК ГРЯДУЩЕГО”, 1936

Английский фильм, снят по сценарию Герберта Уэллса и под  его контролем. Сюжет – мировая война в 1936 году, возрождение цивилизации в 1966-м и окончательная победа просвещенных урбанистов над врагами прогресса в 2000-м дал художникам развернутся. Чего стоят хотя бы подземные города  с прозрачными лифтами – точно как сейчас какой – нибудь отель  в Лас-Вегасе. Не ошиблись дизайнеры в 1936- м, верно показали облик грядущего.


 


“СОЛЯРИС”,1972

В этом фильме Тарковский показывал космос, будущее и заграницу. Космос изготовили в павильоне. Роль заграничного будущего сыграл Токио. За дизайн ответила мебель Сааринена, на тот момент относительно новая. Тарковский как в воду глядел: без работ Сааринена и его собратьев – скандинавов ни один футуристический фильм не обходится.








Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *