Художественные фильмы

Постановщикам кинолент о великих художниках можно позавидовать: над эстетикой фильма думать практически не нужно — ее задает живопись главного героя.

Так называемые «байопики» — биографические фильмы, посвященные известным людям, — были популярны еще со времен начала кинематографической эры. Герои древности и современности, выдающиеся художники и поэты,музыканты и спортсмены, политики и преступники — истории их жизни всегда интересовали как режиссеров, так и зрителей. Что это были за люди, как они жили, как любили, отчего страдали, почему и из-за чего стали великими или просто знаменитыми?Однако, как известно, узнать доподлинно историю жизни того или иного известного человека, а главное -попытаться заглянуть ему в душу и понять, что он чувствовал и что он думал, практически невозможно.

Поэтому создателям байопиков приходится заниматься гаданиями, предположениями, а нередко и прямыми подтасовками,чтобы выстроить именно тот образ, который сложился у них в голове. Имеет ли этот образ хоть какое-то отношение к реальному человеку, о котором снимается фильм, иногда совершенно неважно. Кроме того, как правило, создатели картины нередко делают основной акцент на какую-то одну сторону изучаемой ими личности, принижая или вовсе замалчивая другие, не менее интересные стороны.Что из всего этого получается? Очень и очень по-разному. Все зависит от того, какую задачу перед собой ставит создатель картины. Один вариант — как следует изучить жизнь данного человека и дать зрителям наиболее полное представление о нем. Второй — понимая, что в одном фильме невозможно показать весь путь известной личности,сосредоточиться на каком-то наиболее ярком периоде его жизни. Третий — сделать фильм об известной личности, решая при этом свои собственные творческие или коммерческие задачи. В третьем варианте для создателя картины главное — показать себя в этом фильме, свое видение данного персонажа. Для зрителей подобные творения могут представлять определенный интерес, но как байопик — это откровенная профанация...

“АГОНИЯ И ЭКСТАЗ” , 1965

Фильм Кэрола Рида – своего рода ответ на пушкинское “был ли убийцею создатель Ватикана”. Создатель, может, и нет, а вот заказчик, Юлий II, точно. “ Агония и экстаз” повествует о четырех годах жизни Микеланджело (с 1508- го по 1512-й), его мучительной работе над Сикстинской капеллой и о запутанных отношениях художника с папой. А главное – о силе творчества, заставляющей старого воина и политика Юлия становиться на колени перед мятущимся и неуверенным в себе гением.

 

 

Андрей Рублев (1966)

История жизни одного из величайших иконописцев мира. Андрей Рублев жил несколько веков назад, в далеко не самый простой период истории Руси. Он стал свидетелем междоусобиц, татаро-монгольского ига и последующего восстановления своей родины, пребывавшей в серьёзном упадке. Именно тогда ему довелось создать свои величайшие произведения, далеко не все из которых сохранились до наших дней. История его жизни полна тайн и противоречий, однако Тарковскому удалось передать атмосферу средневековой Руси максимально правдоподобно.

andrey-rublev-1966

 

«Пиросмани» 1969

В фильме, как и во многих работах грузинских режиссёров 1960х — 1970х годов, делается акцент на национальный колорит. Кроме этого, Шенгелая сближает кинематографию со стилистикой живописи Пиросмани: весь фильм представляет собой цепь достаточно статичных эпизодов, отражающих бытовые сюжеты, характерные для творчества художника — застолья, торговля в лавке, интерьеры духанов. Декорации просты и восходят к примитивизму полотен Пиросмани. В фильме практически отсутствуют ландшафтные съемки. Вообще, стремясь передать специфику бытовой живописи, режиссёр прибегает скорее к театральному, нежели к кинематографическому языку, разбивая сюжетное повествование на отдельные эпизодысценки, действие которых разворачивается зачастую в одних и тех же декорациях.

Особый колорит придают фильму картины Нико Пиросмани, которые, по сути, являются такими же действующими лицами, как и персонажи. Перед зрителем предстают десятки работ художника; они не только являются частью зрительного ряда, но и подчеркивают развитие сюжета. Так, в период творческой активности Никола, картины буквально наводняют кадр, а по мере того, как на художника обрушиваются несчастья, исчезают. Один из последних ударов судьбы — молчаливое отчуждение друзей, вызванное газетной критикой. И в этот момент в кадре оказывается «Жираф» — картина, вызвавшая в начале фильма активный интерес к живописи Пиросмани со стороны молодых художниковфутуристов. И, уходя от друзей, художник забирает картину с собой.

pirosmani

“Караваджо”, 1986

Даже имя этого порочного барочного гения – фикция. Караваджо – всего лишь название деревни, откуда он якобы родом, а Микеланджело он себя сам назвал, уверяя, что титан Возрождении был его отцом, а не просто кумиром. Скандальная биография художника полна туманных историй о драках, убийствах, и беспорядочных сексуальных связях. Живопись – темпераментна, ярка, и вся состоит из контрастов света и черной тени. И фильм у культового британца Дерека Джармена вышел такой же сочный, запутанный и болезненно страстный, как творчество автора ‘Лютниста”. Или “ Лютниски”?

 

 caravadgo

 

caravadgo

“ Я СОБЛАЗНИЛА ЭНДИ УОРХАЛА”, 2006

Фильм об Эди Сэджвик, музе Энди Уорхала и звезде его художественной “ Фабрики”; Уорхал говорил, что Эди была единственной женщиной, которую он любил. Гай Пирс на Уорхала очень похож, но главное – актер сумел в короткое экранное время уложить умение властно манипулировать искусством, которое Энди прятал за своими чудачествами. Самое интересное в фильме – Уорхал, рисующий свою эпоху, кислотную и шумную, символом которой он считал Эди. А то, что девушка из-за него умерла….Ну это как у Уайльда: “Любимых убивают все”.

uorchel

 

“ЖАЖДА ЖИЗНИ”, 1956

Кёрк Дуглас имел все шансы получить “ Оскара” за роль неуравновешенного холерика Ван Гога, но в том году статуэтку отдали Юлу Бриннеру за “ Король и я”. Дуглас играет Ван Гога, которого мы знаем, — безумца и гения, одинаково страстно отдающегося делу помощи шахтерам, женщине и живописи. Девиз фильма – слова самого художника: “ Почему я должен изобретать, когда у природы все получается лучше?” И виноградники в Арле, оливковые рощи и прованские кипарисы становятся полноправными героями  киношедевра Винсента Миннелли.

 vangog

 

“ФРИДА”, 2002

за роль Фриды Кало в этом фильме боролись две её большие поклонницы – Мадонна и Сальма Хайек. Мексиканка победила, заявив продюсерам: “Итальянке никогда не понять трагическую героиню моего народа”. Критики говорили, что Хайек слишком красива для роли ущербной фурии. А племянница Кало была настолько впечатлена её игрой, что подарила ожерелье, принадлежавшее художнице. Спорить об игре актрисы можно бесконечно, но когда камера оператора Родриго Прието превращает живописные кадры в картины Кало, становится понятно, почему не только все мужчины – от Диего Риверы до Льва Троцкого, но и вся Мексика лежала у ног этой необычной  женщины.

fridakalo

fridakalo

fridakalo

 

“МОНПАРНАС, 19”,1958

Излишне романтизированная и даже, не смотря на трагизм финала, “залакированная” биография Амедео Модильяни цепляет своей красотой. От Жерара Филиппа и Анук Эме (она играет возлюбленную художника, Жанну, и линия её шеи и скул – точь-в-точь как на его рисунках)  глаз не отвести. Но и кроме них в фильме красиво все – и черно-белые съемки, и совершенно “ живой” Париж 1920-х годов с графичными деревьями, мокрыми от дождя мостовыми и резкими, как линии на полотнах Модильяни, тенями.

 monparnas

 

 

“КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ”, 1988

Изабель Аджани великолепно играет “женщин с трудной судьбой” и жизнь Камиллы Клодель кажется написанным специально для нее сценарием. Прелестная, темпераментная скульпторша погибла в страстном конфликте между своим искусством и любовью к учителю-сопернику Огюсту Родену. И то и другое в фильме показано убедительно. Второе – чуть эффектнее. Родена играет великий Жерар Депардье.

 kamilla

klodel

 

“Девушка с жемчужной  сережкой”, 2003

О жизни Яна Вермеера известно и очень много, и очень мало: историки откопали все его долговые расписки, но так и не смогли понять, почему он перестал писать в тридцать лет и кто были его необыкновенные модели. На второй вопрос попытался ответить режиссер Питер Уэббер, сочинив романтическую историю о неслучившейся любви художника и юной горничной.

devushka

 

“Поллок”  (2000)

О Поллоке трудно говорить с обывателями, их реакция проста: “Я такую мазню за пять минут повторю!” Убедить публику в том что темпераментные абстракции художника рождались в творческих муках, достойных классической живописи, и в самом деле нелегко. Но сыгравшему главную роль Эдду Харрису это удалось. Его Джексон Поллок болел искусством (и алкоголизмом) и воспринимал свою работу всерьез. После этого фильма покупать абстрактные картины “под цвет ковра ”, как многие делают, становится неловко.

 pollok

 

 pollok

pollok

 

“Отголоски прошлого” (2008)

Фильм о юных Сальвадоре Дали и Федерико Гарсия Лорке по-английски называется  Little Ashes – “Мелкие останки”, как картина, написанная Дали в 1927-м, в разгар их мучительной дружбы. Гомосексуалист Лорка хотел великой любви, эгоцентрик Дали – великого успеха, и все кончилось плохо. Кино неровное, красивое и наивное, и главное  его достоинство – Роберт Паттисон в роли Дали. Вампир – подросток из “Сумерек” неожиданно проявил себя серьезным актером. Он сумел “поймать” и внешнее сходство с художником, и его неврозы, и поглощенность искусством, которое стоит любых жертв — даже разбитого сердца.

 

dali

«Модильяни»  2004

Об Амедео Модильяни было снято два известных фильма. Первый — «Монпарнас, 19» (или «Модильяни с Монпарнаса») был создан Жаком Бекером в 1958 году, где роль Амедео исполнил Жерар Филип. Бекер в свой фильм вложил мысль о том, что при жизни Амедео был нищим, несчастным и гениальным, а признание к нему пришло только после смерти. Он нарисовал портрет непризнанного одухотворенного гения, почти ангела, которого сгубило непонимание и черствость окружающих душ. Анна Ахматова, долгое время дружившая с Модильяни, написала об этом фильме так: «…совсем недавно Модильяни стал героем достаточно пошлого французского фильма «Монпарнас, 19″. Это очень горько».

В новом фильме «Модильяни», снятом Миком Дэвисом, Амедео Модильяни уже совсем другой. На первый взгляд почти такой, каким он был в жизни (по свидетельству современников). Молодой красавец, в 22 года приехавший из Италии в Париж, поселился на Монмартре среди парижского сообщества художников, среди которых были Пабло Пикассо, Морис Утрилло, Диего Ривера. Амедео много работал, но еще больше пил-гулял в компании закадычных друзей, а также случайных собутыльников. Модильяни не отличался хорошим здоровьем (в детстве он перенес туберкулез, который не до конца вылечили), однако вел настолько разгульный образ жизни — непрерывно пил, курил и употреблял гашиш, — что удивительно, как он дожил до тридцати шести лет.

Если в фильме «Монпарнас, 19» центральное место занимает термин «несчастный и талантливый», то в «Модильяни» Дэвиса — это «непутевый и талантливый». Что характерно, каждый из подходов по-своему верен, но в то же время достаточно однобок. Амедео действительно вел совершенно разгульный образ жизни, но и упорно работал. И он действительно страдал от непонимания своих работ, точнее, от того, что работы не продавались и он не мог творчеством зарабатывать на жизнь. А заниматься чем-то другим он также не мог, потому что был Художником в самом высоком смысле этого слова. (Кстати, мало кто знает, что Модильяни был также талантливым скульптором и создал много интересных работ, однако через какое-то время он был вынужден оставить скульптуру, потому что каменная пыль вызывала обострения его туберкулеза.)

В картине Дэвиса очень хорошо показан тот факт, что Модильяни, в отличие от многих других художников, никогда не продавался. Он не писал портреты богатых заказчиков, а если вдруг и соглашался, то писал портреты так, как нравилось ему, а не так, как хотели заказчики, — разумеется, денег при этом он не получал. Модильяни был действительно независим и действительно — крайне беден

 modilyni

 

Найденный рай  (2003)

Великолепный фильм о гениальном художнике Поле Гогене.

Непонятый и непринятый соотечественниками, он уезжает на Таити, где в полном величии проявляется его художественный талант, формируется жизненная позиция
Фильм стал красочной биографией знаменитого постимпрессиониста, наполнен удивительным светом и неисчерпаемой страстью, струящейся с его картин.
Без гроша в кармане, но с целым багажом ярких идей гениальный художник прибывает на Таити. Устав от парижской суеты и славословия восторженной публики, он хочет целиком посвятить себя творчеству. Он стремителен и непредсказуем, он странствует между миром европейской культуры и обителью первозданной тропической кpacоты, среди чопорных джентльменов и очаровательных островитянок.
Не следует воспринимать данный фильм как биографию гениального Поля Гогена, многие факты в фильме не достоверны, однако если фильм смотреть как просто кинорассказ о Художнике, то это весьма занимательная картина с хорошими актерами.

gogen

Тайна Антуана Ватто   (2007)
Люси, студентка факультета истории искусств, пытается проникнуть в тайну женщины, которая изображена в картинах Ватто, но всегда повернута к зрителю спиной. Завороженная тайной, окутывающей картины Ватто, она начинает изучать жизнь художника, который умер от туберкулеза в возрасте 37 лет в 1721 году. Его творчество являлось предметом споров и бесконечно далеких друг от друга интерпретаций и повлияло не только на художников импрессионистов и романтических поэтов, но и на российских художников группы «Мир искусства»
Пытливость и настойчивость Люси помогают ей проникнуть в сердечные тайны художника и сделать потрясающее художественное открытие.

vatto

«Дикарь» (2017)

Дебютная картина Эдуарда Делюка основана на дневниках Поля Гогена «Ноа Ноа», которые он написал во время своего пребывания на Таити. Поэтому фильм является вольной интерпретацией событий, которые подарили всему миру исключительные картины постимпрессионизма.

В центре сюжета история великого художника Поля Гогена, который устав от французской среды и повседневности, отправляется на Таити и встречает Техуру. Впоследствии, она становится его музой, и он пишет важные картины в истории живописи.

dikar

«Ван Гог. С любовью, Винсент» (2017)

Это первый в мире полностью нарисованный масляными красками на холсте анимационный полнометражный фильм. Команда из 85 художников создавала каждый из 62450 кадров масляными красками на холсте в той же технике, в которой работал сам Ван Гог.

vangog

 

«Роден»   (2017)

Биографическая лента о жизни одного из самых известных и скандальных скульпторов. Это история становления «отца» современной скульптуры, смелого гения-новатора Огюста Родена. Терпя долгие неудачи и неприятие современников, он бросает вызов академическим канонам XIX века и создает одни из самых знаменитых скульптур в мировом искусстве. Однако страстность его натуры не ограничивается творчеством, а проецируется и на отношения с женщинами: подругами, моделями, ученицами. В числе последних – невероятная Камилла Клодель, ставшая его музой, а впоследствии и самостоятельным скульптором, вдохнувшим живую поэзию в монументальное искусство.

roden

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *