Художественные фильмы

Постановщикам кинолент о великих художниках можно позавидовать: над эстетикой фильма думать практически не нужно — ее задает живопись главного героя.

Так называемые «байопики» — биографические фильмы, посвященные известным людям, — были популярны еще со времен начала кинематографической эры. Герои древности и современности, выдающиеся художники и поэты,музыканты и спортсмены, политики и преступники — истории их жизни всегда интересовали как режиссеров, так и зрителей. Что это были за люди, как они жили, как любили, отчего страдали, почему и из-за чего стали великими или просто знаменитыми?Однако, как известно, узнать доподлинно историю жизни того или иного известного человека, а главное -попытаться заглянуть ему в душу и понять, что он чувствовал и что он думал, практически невозможно.

Поэтому создателям байопиков приходится заниматься гаданиями, предположениями, а нередко и прямыми подтасовками,чтобы выстроить именно тот образ, который сложился у них в голове. Имеет ли этот образ хоть какое-то отношение к реальному человеку, о котором снимается фильм, иногда совершенно неважно. Кроме того, как правило, создатели картины нередко делают основной акцент на какую-то одну сторону изучаемой ими личности, принижая или вовсе замалчивая другие, не менее интересные стороны.Что из всего этого получается? Очень и очень по-разному. Все зависит от того, какую задачу перед собой ставит создатель картины. Один вариант — как следует изучить жизнь данного человека и дать зрителям наиболее полное представление о нем. Второй — понимая, что в одном фильме невозможно показать весь путь известной личности,сосредоточиться на каком-то наиболее ярком периоде его жизни. Третий — сделать фильм об известной личности, решая при этом свои собственные творческие или коммерческие задачи. В третьем варианте для создателя картины главное — показать себя в этом фильме, свое видение данного персонажа. Для зрителей подобные творения могут представлять определенный интерес, но как байопик — это откровенная профанация...

“АГОНИЯ И ЭКСТАЗ” , 1965

Фильм Кэрола Рида – своего рода ответ на пушкинское “был ли убийцею создатель Ватикана”. Создатель, может, и нет, а вот заказчик, Юлий II, точно. “ Агония и экстаз” повествует о четырех годах жизни Микеланджело (с 1508- го по 1512-й), его мучительной работе над Сикстинской капеллой и о запутанных отношениях художника с папой. А главное – о силе творчества, заставляющей старого воина и политика Юлия становиться на колени перед мятущимся и неуверенным в себе гением.

 

 

“КАРАВАДЖО”, 1986

Даже имя этого порочного барочного гения – фикция. Караваджо – всего лишь название деревни, откуда он якобы родом, а Микеланджело он себя сам назвал, уверяя, что титан Возрождении был его отцом, а не просто кумиром. Скандальная биография художника полна туманных историй о драках, убийствах, и беспорядочных сексуальных связях. Живопись – темпераментна, ярка, и вся состоит из контрастов света и черной тени. И фильм у культового британца Дерека Джармена вышел такой же сочный, запутанный и болезненно страстный, как творчество автора ‘Лютниста”. Или “ Лютниски”?

 

 

 

смотреть

“ Я СОБЛАЗНИЛА ЭНДИ УОРХАЛА”, 2006

Фильм об Эди Сэджвик, музе Энди Уорхала и звезде его художественной “ Фабрики”; Уорхал говорил, что Эди была единственной женщиной, которую он любил. Гай Пирс на Уорхала очень похож, но главное – актер сумел в короткое экранное время уложить умение властно манипулировать искусством, которое Энди прятал за своими чудачествами. Самое интересное в фильме – Уорхал, рисующий свою эпоху, кислотную и шумную, символом которой он считал Эди. А то, что девушка из-за него умерла….Ну это как у Уайльда: “Любимых убивают все”.

 

“ЖАЖДА ЖИЗНИ”, 1956

Кёрк Дуглас имел все шансы получить “ Оскара” за роль неуравновешенного холерика Ван Гога, но в том году статуэтку отдали Юлу Бриннеру за “ Король и я”. Дуглас играет Ван Гога, которого мы знаем, — безумца и гения, одинаково страстно отдающегося делу помощи шахтерам, женщине и живописи. Девиз фильма – слова самого художника: “ Почему я должен изобретать, когда у природы все получается лучше?” И виноградники в Арле, оливковые рощи и прованские кипарисы становятся полноправными героями  киношедевра Винсента Миннелли.

 

 

“ФРИДА”, 2002

за роль Фриды Кало в этом фильме боролись две её большие поклонницы – Мадонна и Сальма Хайек. Мексиканка победила, заявив продюсерам: “Итальянке никогда не понять трагическую героиню моего народа”. Критики говорили, что Хайек слишком красива для роли ущербной фурии. А племянница Кало была настолько впечатлена её игрой, что подарила ожерелье, принадлежавшее художнице. Спорить об игре актрисы можно бесконечно, но когда камера оператора Родриго Прието превращает живописные кадры в картины Кало, становится понятно, почему не только все мужчины – от Диего Риверы до Льва Троцкого, но и вся Мексика лежала у ног этой необычной  женщины.

 

 

 

 

“МОНПАРНАС, 19”,1958

Излишне романтизированная и даже, не смотря на трагизм финала, “залакированная” биография Амедео Модильяни цепляет своей красотой. От Жерара Филиппа и Анук Эме (она играет возлюбленную художника, Жанну, и линия её шеи и скул – точь-в-точь как на его рисунках)  глаз не отвести. Но и кроме них в фильме красиво все – и черно-белые съемки, и совершенно “ живой” Париж 1920-х годов с графичными деревьями, мокрыми от дождя мостовыми и резкими, как линии на полотнах Модильяни, тенями.

 

 

“КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ”, 1988

Изабель Аджани великолепно играет “женщин с трудной судьбой” и жизнь Камиллы Клодель кажется написанным специально для нее сценарием. Прелестная, темпераментная скульпторша погибла в страстном конфликте между своим искусством и любовью к учителю-сопернику Огюсту Родену. И то и другое в фильме показано убедительно. Второе – чуть эффектнее. Родена играет великий Жерар Депардье.

 

 

 

“ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ  СЕРЕЖКОЙ”, 2003

О жизни Яна Вермеера известно и очень много, и очень мало: историки откопали все его долговые расписки, но так и не смогли понять, почему он перестал писать в тридцать лет и кто были его необыкновенные модели. На второй вопрос попытался ответить режиссер Питер Уэббер, сочинив романтическую историю о неслучившейся любви художника и юной горничной.

 

смотреть

 

“ПОЛЛОК”, 2000

О Поллоке трудно говорить с обывателями, их реакция проста: “Я такую мазню за пять минут повторю!” Убедить публику в том что темпераментные абстракции художника рождались в творческих муках, достойных классической живописи, и в самом деле нелегко. Но сыгравшему главную роль Эдду Харрису это удалось. Его Джексон Поллок болел искусством (и алкоголизмом) и воспринимал свою работу всерьез. После этого фильма покупать абстрактные картины “под цвет ковра ”, как многие делают, становится неловко.

 

 

 

 

“ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО”, 2008

Фильм о юных Сальвадоре Дали и Федерико Гарсия Лорке по-английски называется  Little Ashes – “Мелкие останки”, как картина, написанная Дали в 1927-м, в разгар их мучительной дружбы. Гомосексуалист Лорка хотел великой любви, эгоцентрик Дали – великого успеха, и все кончилось плохо. Кино неровное, красивое и наивное, и главное  его достоинство – Роберт Паттисон в роли Дали. Вампир – подросток из “Сумерек” неожиданно проявил себя серьезным актером. Он сумел “поймать” и внешнее сходство с художником, и его неврозы, и поглощенность искусством, которое стоит любых жертв — даже разбитого сердца.

«МОДИЛЬЯНИ»

Об Амедео Модильяни было снято два известных фильма. Первый — «Монпарнас, 19» (или «Модильяни с Монпарнаса») был создан Жаком Бекером в 1958 году, где роль Амедео исполнил Жерар Филип. Бекер в свой фильм вложил мысль о том, что при жизни Амедео был нищим, несчастным и гениальным, а признание к нему пришло только после смерти. Он нарисовал портрет непризнанного одухотворенного гения, почти ангела, которого сгубило непонимание и черствость окружающих душ. Анна Ахматова, долгое время дружившая с Модильяни, написала об этом фильме так: «…совсем недавно Модильяни стал героем достаточно пошлого французского фильма «Монпарнас, 19″. Это очень горько».

В новом фильме «Модильяни», снятом Миком Дэвисом, Амедео Модильяни уже совсем другой. На первый взгляд почти такой, каким он был в жизни (по свидетельству современников). Молодой красавец, в 22 года приехавший из Италии в Париж, поселился на Монмартре среди парижского сообщества художников, среди которых были Пабло Пикассо, Морис Утрилло, Диего Ривера. Амедео много работал, но еще больше пил-гулял в компании закадычных друзей, а также случайных собутыльников. Модильяни не отличался хорошим здоровьем (в детстве он перенес туберкулез, который не до конца вылечили), однако вел настолько разгульный образ жизни — непрерывно пил, курил и употреблял гашиш, — что удивительно, как он дожил до тридцати шести лет.

Если в фильме «Монпарнас, 19» центральное место занимает термин «несчастный и талантливый», то в «Модильяни» Дэвиса — это «непутевый и талантливый». Что характерно, каждый из подходов по-своему верен, но в то же время достаточно однобок. Амедео действительно вел совершенно разгульный образ жизни, но и упорно работал. И он действительно страдал от непонимания своих работ, точнее, от того, что работы не продавались и он не мог творчеством зарабатывать на жизнь. А заниматься чем-то другим он также не мог, потому что был Художником в самом высоком смысле этого слова. (Кстати, мало кто знает, что Модильяни был также талантливым скульптором и создал много интересных работ, однако через какое-то время он был вынужден оставить скульптуру, потому что каменная пыль вызывала обострения его туберкулеза.)

В картине Дэвиса очень хорошо показан тот факт, что Модильяни, в отличие от многих других художников, никогда не продавался. Он не писал портреты богатых заказчиков, а если вдруг и соглашался, то писал портреты так, как нравилось ему, а не так, как хотели заказчики, — разумеется, денег при этом он не получал. Модильяни был действительно независим и действительно — крайне беден

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *