Маятник деко

 

Ар деко  неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.

Когда я учился в Московском архитектурном институте, в курсах истории искусства и истории зодчества о стиле под названием «ар деко» практически не упоминали, и возникала путаница. Получалось, что это самое ар деко и модерн, стиль особняков Федора Шехтеля и гостиницы «Метрополь» (который во всем мире называют вслед за французами ар нуво) — это почти одно и то же. Или казалось, что ар деко — какая-то «опоздавшая» часть модерна, пережившая Первую мировую войну. На самом деле все было не так.

Произведения ар деко — здания, мебель, ювелирные украшения — принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства — там и появилось название «ар деко».

Ар деко — стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для «среднего класса»,  поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти «старую» Европу. Коктейли, джаз и ар деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку-Великая депрессия, ар деко стойко противостоял пессимизму. Его «добило» лишь вступление США во Вторую мировую войну.

Самым известным архитектором ар деко во Франции был Робер Малле-Стивенс — он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры — Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб — создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. В Нью- Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан — он оформил вестибюли двух десятков небоскребов.

Ар деко — период расцвета графического дизайна и рекламы,

изобретения новых приемов и шрифтов.Примеров  — тысячи, в том числе рекламные плакаты: «Пляжи Монте — Карло» Мишеля Бушара (1),          «Французская промышленная лотерея» Бесниара (2), «Голландско — американская пароходная линия» Рейна Дирксена (3) и «Железнодорожное путешествие в Брайтон» Гаральда Готорна (4).

Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке «Век прогресса» (1933) в Чикаго. В~США ар деко приобрел статус официального стиля — его символом в Новом Свете, да и во всем мире стал Сьгуб1ег Вш1сИпя. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы «Крайслера» — хромированные стальные головы орлов. Не избег влияния деко и Голливуд — звезды его и в жизни, и в кино селились в декошных интерьерах.

За два десятилетия существования ар деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар нуво создавал новое искусство. Ар деко соединял все, что нравилось его авторам — восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона. В ар нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Ар деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар нуво претендовал на универсальность, ар деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все — от плана до дверной ручки — нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.

Ар деко не обошло стороной и СССР: торжественность стиля как нельзя

лучше подходила для того, чтобы прославлять достижения партии. А свойственная деко декоративность и ощущение радости бытия, которым наполнены декошные вещи, отлично иллюстрировали «преимущества социалистического образа жизни».

 

Дизайнеры ар деко не только вдохновлялись новой техникой, но и вносили свой вклад в ее создание. Бытовые приборы 1930 -х годов ( вроде радиоприемника на фото сверху) обладают всеми признаками стиля: окрашены в яркие цвета и украшены геометрическим «орнаментом».

у ар нуво и ар деко был очень разный «почерк». Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы «припухшим» кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы — изображения цветов. Ар деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар нуво предпочитал сдержанные цвета — различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар деко любил цвета интенсивные — белый с черным, золотой и золотисто-коричневый, — и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни. В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар нуво господствовала керамика — от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.

  

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар деко «потерянным десятилетием». Но, похоже, сами создатели и «потребители» ар деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее — они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.

 «Маяковская» (1936) архитектора Алексея Душкина — шедевр ар деко.

И не только советского: арки из хромированной стали могли бы украсить холл самого роскошного небоскреба в Нью-Йорке.

Эскиз кухни в стиле ар деко дизайнер Рене Габриэль опубликовал

в журнале Interieurs en Couleurs в 1925 году.

Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко «Оцелот». Фарфор, роспись, деколь. The Franklin Mint, США, по заказу Дома Эрте, конец XX века

Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко «Леопард». Фарфор, роспись, деколь. The Franklin Mint, США, по заказу Дома Эрте, конец XX века

Купить Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко Купить Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко
Купить Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко

 

Купить Коллекционная статуэтка в стиле ар-деко

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *