Тарковский. Space

 

ТАРКОВСКИЙ. SPACE прошла с 12 апреля по 20 мая, и показала (по многу раз) все картины Андрея Тарковского, а еще связанные с Тарковским документальные фильмы, сохранившиеся видеозаписи его спектаклей, редкую видеохронику, а также распахнет двери и окна перед многочисленными круглыми столами, монологами, диалогами и встречами на высоких стульях. Выставка непременно предъявит тарковские следы важных советских кинохудожников: Ромадина, Черняева, Фоминой, Новодережкина, Нови, Сафонова, Майстровского, Коваленко, Лемешева, Сачкова — и некоторых других. Фестивальный формат выставки продиктует ей ежедневную насыщенную жизнь в течение 6 недель, которые, как мы надеемся, сообщат имени Тарковского в России новый смысл.

Большая фестивальная программа, ежедневные показы и еженедельные премьеры, обсуждения с важнейшими режиссерами, критиками и актерами, встречи-на-высоких-стульях со знаменитыми коллегами Тарковского — сокурсниками-режиссерами, сценаристами, художниками и актерами, дневные ночные экскурсии, а также сюрпризы «Ночи в Музее» — все это позволит нам преодолеть лабиринты световых часов и оказаться в космосе Тарковского, из которого так непросто (и так не хочется) вернуться назад.

tarkovsky

Впервые и наконец-то произошло то, чего по неизвестным причинам до сих пор не происходило, — случится первая музейная ретроспектива Андрея Тарковского.

Это был не последовательный показ кинофильмов, а именно выставочный проект, призванный увидеть и пристально рассмотреть, обнаружив выводы и найдя знаменатели, сюжет в виде отдельно взятого человека, его жизни и его работы. Сюжет в виде Тарковского-сына — человека, которого нельзя определить просто в выдающиеся режиссеры или в важные исторические фигуры, но о котором можно смело сказать: его присутствие выстроило мировой культурный контекст второй половины XX века, снабдив таковой контекст отчетливым русским акцентом и даже в некотором смысле придумав для него определенное будущее.

tarkovsky

Поэтому в остальном мире Тарковский — абсолютная икона, художник, работы которого (кинематографические) показывают в музеях подобно живописи, а авторитет которого в определенных кругах непоколебим и вечен. Поэтому в России (где всегда стараются не соглашаться с иностранными рассуждениями) Тарковский — да, важный, да, великий, но да, один из нескольких, и причем не тех, с которыми все сразу понятно (потому что уехал, потому что был нездешним с самого начала, потому был чрезмерно аристократом, потому что был слишком поэтом — и слишком сыном поэта), и вот, наконец, Тарковскому 80 лет, и пришло время на это посмотреть через другие очки — через те, сквозь стекла которых смотрят на архитектуру вне режима реального времени, потеряв конфликтный контекст, стремясь обнаружить ее внеэпохальную сущность. И вот что получается — мы так мало понимаем про Тарковского, что прежде всех выводов нужно смотреть вглубь.

Этим и попытается заняться ТАРКОВСКИЙ. SPACE — фестивальный проект, которым Государственная галерея на Солянке продолжает свои важные отношения с Тарковским, столь удачно начавшиеся выставкой Лейлы Александр-Гарретс «Тарковский. Последнее кино» к 25-летию «Жертвоприношения» осенью 2010 года. На сей раз музей всего, что движется в искусстве, ждет опыт выставки, двуязычное название которой заранее относит нас к географическому дуализму Тарковского, — опыт, способный привести нас если не к ответам на вопросы, то, по крайней мере, к открыванию некоторых плотно запертых дверей и проливанию света в тщательно занавешенные окна.

Предметы Тарковского, его среда придет на Солянку из крупнейшей в стране коллекции, из Государственного центрального музея кино (многие из этих вещей прежде никогда не были показаны публично), а еще — из собраний Мосфильма, Госфильмофонда, Библиотеки киноискусства имени Сергея Эйзенштейна и, конечно, из большого количества частных коллекций. Во всех этих собраниях — в каждом в отдельности — живет душа Тарковского, коллективное усилие по призыванию которой предпримут все, кто был с Тарковским рядом и все, кого он рядом с собой любил и кого принимал.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *